Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду



  • 25.04.2019 в администрации Промышленного района города Ставрополя проведено очередное занятие в Школе грамотного потребителя

    30 апреля 2019


25.04.2019 в администрации Промышленного района города Ставрополя проведено очередное занятие  в Школе грамотного потребителя по теме: «Новая система обращения с твердыми коммунальными отходами».

С 1 января 2019 года Ставрополье, как и большинство регионов страны завершило переход на новую систему обращения с отходами. На прошлых занятиях, посвященных данной теме мы уже подробно разбирали в чем суть реформы и что принципиально меняется в этой сфере для жителей края. Поэтому коротко напомним о том, что раньше обычный мусор именовался твердыми бытовыми отходами, теперь – твердыми коммунальными отходами.

Твердые коммунальные отходы (ТКО) - это отходы, которые образуются в жилом помещении в процессе жизнедеятельности, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими и юридическими лицами.

Задача перестройки комплексная: это и ликвидация всех несанкционированных свалок, и сокращение объема захораниваемых отходов, и развитие культуры раздельного накопления мусора, и наращивание инфраструктуры по переработке.

Для справки:  В результате активной деятельности человека образуются горы мусора. Только в Ставропольском крае – около 1,4 млн. тонн в год.  Многие регионы уже столкнулись с тем, что девать это «добро» больше некуда.

Около 70 % от общего количества образующихся отходов приходится на твердые коммунальные отходы, образуемые населением, которые в большинстве случаев захоранивались на несанкционированных свалках и по сути являются «миной замедленного действия».

В платежной квитанции услуга из жилищных перекочевала в коммунальные. Тариф теперь регулируемый и устанавливается региональной тарифной комиссией Ставропольского края.

Полномочия по организации деятельности для сбора, накопления ТКО, транспортировки, обработки и захоронения их с уровня органов местного самоуправления (ОМС) повсеместно переданы на уровень субъектов РФ, а организацией полного цикла обращения с ТКО занимаются специализированные организации – региональные операторы.

Региональный оператор – юридическое лицо, которое обязано заключить договор с каждым собственником жилого помещения, а также с юридическими лицами, которые образуют ТКО на оказание услуг по обращению с отходами.

В Ставропольском крае их 4 и каждый действует на вверенной ему территории:

· ООО «Эко-Сити» осуществляет свою деятельность на территории Апанасенковского, Грачевского, Красногвардейского, Шпаковского, Труновского, Туркменского районов, Изобильненского, Ипатовского, Новоалександровского, Петровского городского округа и города Ставрополя;

Адрес: 355035, г.Ставрополь, проспект Кулакова, д.13

Телефон: 8-800-770-09-23

E-mail: ecocity26@ecocity26.ru

Сайт: ecocity26.ru

· ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» обслуживает Андроповский, Кочубеевский, Курский, Предгорный, Степновский районы Ставропольского края, а также Георгиевский ГО, Кировский и Советский городские округи, города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Минеральные Воды, Пятигорск и Невинномысск;

Адрес: 357210, Ставропольский край,

г. Минеральные Воды, ул. Горная, 17

Телефон: +7(87922)5-52-90

Cайт: www.tkow.ru

E-mail: gkhmv@yandex.ru

·        ООО «Экострой» взял на себя Александровский, Новоселицкий районы и Благодарненский городской округ;

Адрес: 357401, Ставропольский край,

г. Железноводск, ул. Энгельса, 17

Телефон: +7 (87932) 3–24–24

E-mail: ekostroy-z@mail.ru

Сайт: www.ekostroy26.ru

· ООО «Комбинат благоустройства» обслуживает Арзгирский, Буденновский, Левокумский районы и Нефтекумский городской округ.

Адрес: 356800, Ставропольский край,

г. Буденновск, ул. Микрорайон 3, д. 17, кв. 114

Телефон: +7 (86559) 2-62-94, 8(800)200-76-44

Абонентский отдел: +7 (86559) 2-21-18

Cайт: www.kombinatbs.ru

E-mail: kombinatbs@bk.ru

На регоператоров по ТКО возлагается функция координаторов всего цикла «жизни» отходов: транспортировка от мест складирования, сортировка, утилизация, обезвреживание и захоронение легальным способом в специально отведённых для этого местах.

Раньше вывозом отходов занимались одни компании, мусорными полигонами – другие. Причем мусоровоз до полигона мог и не доехать, а выбросить все в ближайший овраг, чтобы не платить за захоронение. Отследить все это было достаточно сложно.

Введение института региональных операторов поможет вывести «мусорные потоки» из тени, правильно организовать их размещение, обезвреживание и утилизацию.

В случае выявления регоператором стихийных свалок объемом свыше одного кубического метра регоператор должен уведомить об этом   собственника, на чьем участке она расположена и потребовать ликвидировать ее. Если собственник земельного участка этот мусор не убрал, то регоператор должен в течение 30 дней самостоятельно это сделать, а затем он может в судебном порядке взыскать понесенные расходы.

Контроль за выполнением регоператорами своих обязанностей возложен на министерство ЖКХ Ставропольского края.

Региональные операторы выбираются на период от 10 до 15 лет. И если организация нарушит правила обращения с отходами или условия соглашения с министерством, она может быть привлечена к ответственности, в том числе в виде крупных штрафов, или даже лишиться своего статуса.

В той или иной степени, работу регоператоров регулируют и другие ведомства.

Региональная тарифная комиссия Ставропольского края устанавливает предельные тарифы на услуги регоператоров, выше которых они не могут выставить плату населению и юрлицам.

Краевое управление по строительному и жилищному надзору контролирует качество предоставляемой потребителям услуги по обращению с отходами.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по СК и краевое министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды мониторят образование несанкционированных свалок.

Плюс – по всем вопросам работы регоператоров граждане могут обратиться в местные администрации.

Ознакомиться с нормативными правовыми актами в сфере обращения с ТКО на территории Ставропольского края можно на официальном сайте министерства  в сети Интернет www.mingkhsk.ru (далее – сайт министерства) в разделе «Деятельность» → «Обращение с отходами».

Наиболее часто задаваемые вопросы

1.     Договор на «Обращение с ТКО»

Самый частый вопрос, который задают люди, обязательно ли заключать договор и оплачивать услугу по обращению с отходами.

Так вот, отказаться от услуг регионального оператора нельзя. Обязанность физических и юридических лиц заключить с ним договор на вывоз мусора закреплена в Жилищном кодексе РФ. Жителям многоквартирных домов и частного сектора услуга предоставляется в рамках договора публичной оферты, то есть, оформление договора в письменном виде не требуется. Но это не означает, что за оказанную услугу по обращению с ТКО можно не платить. С 1 января 2019 года она стала коммунальной, и оплачивать ее нужно ежемесячно, чтобы не копить долги и пеню и не нести административное наказание по статье 8.2 КоАП РФ.

Сжигать и закапывать мусор запрещено законом!!!

Что дает собственнику договор в бумажном виде? Из документа можно почерпнуть: с какой периодичностью, каким способом и в каком объеме региональный оператор заберет ТКО. Четко прописанные права и обязанности, как свои, так и регоператора, позволят взаимодействовать на цивилизованном уровне и вовремя решать возможные вопросы. Эти пункты являются существенными условиями договора.

Отказ от заключения договора, мотивированный тем, что конкретный человек или семья мусор не «производят», от ответственности не освобождает. Ежегодно накапливаемые в крае объемы отходов показывают, что в среднем каждый ставропольчанин выбрасывает от 1,5 до 2,8 куб. метров мусора. Показатель рассчитан исходя из значения региональных нормативов накопления ТКО в зависимости от категории жилья (многоквартирный дом или частный сектор), а также статуса населенного пункта и численности жителей.

Кстати, по поручению главы края в начале 2019 года стартовала кампания по проверке достоверности этих значений. Для этого в течение 4 сезонов (зима, весна, лето, осень) будут проведены фактические замеры образования ТКО у населения. Зимние замеры завершились в марте. Они прошли в городах Ставрополь, Благодарный, Ессентуки, Невинномысск, Пятигорск, Буденновск, Нефтекумск, селах Каясула, Кочубеевское, станице Марьинской Кировского района и ауле Эдельбай Благодарненского городского округа.

Для чистоты эксперимента замеры проводятся с участием представителей всех заинтересованных сторон: специалистов министерства ЖКХ края, органов местного самоуправления, региональных операторов по обращению с ТКО, общественных организаций и средств массовой информации. В зависимости от результатов замеров будет принято решение о необходимости корректировки нормативов накопления отходов для населения.

2.      Платить за мусор – по прописке?

Такой вопрос тоже не редкость. Это особенно актуально для сельчан, чьи дети уехали учиться или работать в город, но прописаны дома.

За членов семьи, которые прописаны, но фактически (временно или постоянно) не живут по данном адресу, платить не нужно. Это право закреплено в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354. Чтобы им воспользоваться, необходимо направить письменное заявление регоператору, а также приложить документы, подтверждающие факт временного отсутствия потребителя. В качестве таких документов могут быть представлены, например:

- копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку, либо справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

- справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

- проездные билеты, оформленные на имя потребителя или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предоставляется их распечатка на бумажном носителе, а также посадочный талон в самолет, иные документы;

- счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

- справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием

- другие документы, подтверждающие факт отсутствия потребителя по месту прописки.

Если ни один из вышеперечисленных вариантов не подходит, рекомендуется обратиться за консультацией к регоператору и обговорить ситуацию. Специалисты предприятия подскажут как правильно оформить документы.

Перерасчет размера платы за услугу будет произведен за указанный в заявлении период, но не более чем за 6 месяцев. Подтверждать временное отсутствие потребителя по месту жительства необходимо каждые полгода.

Кстати, таким образом можно уменьшить платежи не только за вывоз ТКО, но и за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газ, используемый для приготовления пищи.

Перерасчету не подлежат жилищные услуги (т.е. плата за содержание мест общего пользования, включая ОДН), отопление, электроснабжение и газоснабжение, используемые для отопления, а также взнос на капитальный ремонт. Указанные платежи начисляются на площадь помещения и не связаны с фактическим потреблением.

Другая сторона медали – как организовать сбор платы за мусор с так называемых «резиновых» домов и квартир, где по факту проживает больше людей, чем зарегистрировано. В этом случае управляющая компания, ТСЖ или владелец частного дома могут составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, для расчета размера платы за коммунальную услугу. Стоит отметить, что по закону, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически живет в этом доме или квартире более 5 дней подряд.

Есть форма расчета для пустых квартир и таких, где официально никто не зарегистрирован и временно не проживает: объем коммунальной услуги по обращению с ТКО будет рассчитываться с учетом количества собственников.

3. График вывоза ТКО

Много обращений и по поводу графиков вывоза мусора. Каждый регоператор размещает их на своем сайте в сети Интернет. Кроме того, графики направляются в местные администрации для возможного размещения на сайтах районных и местных администраций, информационных стендах районных и местных администраций, объявления с графиками размещаются в местах наибольшего посещения жителями и направляются в СМИ.

В случае нарушения графика вывоза мусора жители МКД должны обращаться в свою управляющую организацию, жители частного сектора – в диспетчерскую регоператора. В случае отсутствия реакции со стороны регоператора, необходимо обращаться в контролирующий орган – управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору.

4.      Обустройство контейнерных площадок

Также жителей Ставрополья волнует вопрос обустройства контейнерных площадок. Кто должен их обустраивать и есть ли определенные требования?

В соответствии с законодательством, места накопления ТКО должны создаваться и обустраиваться органами местного самоуправления, за исключением тех случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, к примеру, если участок относится к придомовой территории МКД или садовому товариществу. Однако создание контейнерной площадки должно быть согласовано с муниципалитетом.

С этого года сведения обо всех таких площадках, их технических характеристиках, собственниках и источниках накопления отходов местные администрации будут фиксировать в специальном реестре. Этот реестр должен размещаться в свободном доступе на официальной странице администрации в сети Интернет.

Требования к местам накопления ТКО предусмотрены санитарными правилами содержания территорий населенных пунктов. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Если в силу сложившейся застройки возможности соблюсти эти требования нет, место расположения контейнеров определяется комиссионно с участием представителей местной администрации.

Содержать вышеуказанные объекты и территории, прилегающей к месту погрузки мусора, которые находятся на придомовой территории, входящей в состав общего имущества, должны собственники помещений в МКД (УК, ТСЖ, ЖСК). Если перечисленные объекты не входят в состав общего имущества в МКД, то их содержат собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория (администрация муниципального образования). Ответственность регоператора за собираемый мусор и уборка просыпавшихся отходов при погрузке возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз.

В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.

К транспортированию также запрещаются опасные вещества, отнесенные к опасным грузам. Регоператору запрещается осуществлять транспортирование указанных опасных веществ (грузов) в составе или под видом ТКО.

Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО на площадках, не указанных в договоре на оказание данной услуг.

Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

5. Крупногабаритный мусор

Жители часто задают вопрос, как правильно распрощаться с вышедшими из употребления предметами домашнего обихода, которые не положишь в обычный контейнер.

Крупные предметы размерами больше полуметра в высоту, ширину или длину (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.) – это крупногабаритные отходы (КГО). Они относятся к категории ТКО, то есть напрямую подпадают под ответственность регоператоров.

Закон предписывает складировать КГО в бункерах-накопителях или на специальных площадках, откуда их забирает регоператор по мере накопления, но не реже 1 раза в неделю. На сегодняшний день такие площадки оборудованы не везде, поэтому вывоз осуществляется по заявке жителей от мест их проживания: от многоквартирных домов – с площадок, выделенных под КГО, и аналогичных площадок в частном секторе. Дополнительная плата за данную услугу не взимается.

При выполнении работ по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждённых приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26 декабря 2017 г. № 347 в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 269 в составе твердых коммунальных отходов учитывались вышеуказанные виды отходов, а также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

6.Относится ли строительный мусор к ТКО?

Виды отходов, которые относятся к типу «Отходы строительства зданий, сооружений» (например, от капитального ремонта) запрещено складывать в контейнеры для ТКО. Подобные отходы, даже если смогли поместиться в установленные для бытового мусора бункеры, способны повредить мусоровозы при погрузке и транспортировке. Часть таких отходов может предоставлять опасность для человека и окружающей среды, в том числе из-за строительной пыли.

В обязанности регионального оператора по обращению с отходами не входит вывоз такого вида отходов. Ответственность за это несут лица, в процессе деятельности которых такой мусор образовался. Вывоз и утилизация подобных отходов должен производиться отдельно от ТКО. Строительный мусор вывозят специализированные компании по отдельному договору.

7. Стоимость услуг регоператора по ТКО

Большое количество вопросов возникает по стоимости услуги регионального оператора.

На основании действующих в крае нормативов накопления ТКО и утвержденных региональной тарифной комиссией СК предельных единых тарифов региональные операторы установили размер платы для населения, которая колеблется от 65 рублей до 150 рублей с человека в месяц.

Отметим, что регоператоры откликнулись на рекомендации органов исполнительной власти края, и для расчетов с населением применяют тариф ниже предельного: на 14 % ООО «Эко-Сити», на 8 % ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство», на 5 % ООО «Экострой». ООО «Комбинат благоустройства» применяет предельный тариф ввиду осуществления деятельности на удаленных территориях от густонаселенных и наиболее рентабельных районов и городов.

Что касается платы юридических лиц, которые расположены не в многоквартирных домах и имеют собственные ёмкости для накопления ТКО (это необходимо для определения объёмов мусора), то законом для них предусмотрены два варианта расчёта. Либо по соответствующему нормативу, утверждённому на уровне края, либо по объёму контейнеров. Право выбора в этом случае остается за юрлицом.

Для тех жителей края, которые и до реформы оплачивали услугу по обращению с ТКО, плата частично выросла. Но практически для каждого второго жителя края эта услуга стала новшеством, так как во многих сельских населенных пунктах централизованный сбор и вывоз отходов не осуществлялся вовсе либо осуществлялся самими жителями на несанкционированные свалки.

8. Для чего нужна перестройка?

Глобально «мусорная» реформа нацелена на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Во-первых, за счет ликвидации несанкционированных свалок, которых в Ставропольском крае больше 300. Во-вторых, за счет прекращения захоронения на полигонах опасных – долгоразлогаемых – отходов. Выбрасывая мусор в контейнер, мы не задумываемся над тем, что с ним будет в дальнейшем. А между тем газета разлагается до 4 месяцев, фольга – более 100 лет, пластик – 200 лет, стеклянная бутылка не менее тысячи. Одна батарейка способна отравить 400 литров воды или до 20 квадратных метров почвы!

Важная задача стоит перед регоператорами: увеличение доли обрабатываемых отходов с целью извлечения из их общей массы трудноразлогаемых, наиболее опасных для окружающей среды вторичных материальных ресурсов. С началом реформы мы уже наблюдаем положительные сдвиги в этом направлении. К примеру, в среднем за 2017 год в крае сортировалось около 32 % твердых коммунальных отходов, а с началом деятельности в 2018 году в качестве регоператора ООО «Эко-Сити» увеличил это значение до 60 % в своей зоне деятельности. К такому результату будут стремиться и в остальных зонах края.

В настоящее время вводится в действие система скидок по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне действия регионального оператора. Планируется, что система скидок начнет функционировать с апреля 2019 года.

Система скидок направлена на различные категории граждан, начиная от ветеранов ВОВ, героев Советского союза до граждан, достигших 80-, 70-летнего возраста и многодетных семей. Скидки дифференцированы в зависимости от категории граждан и составят 30%, 50% и 100% от стоимости услуги. При этом в список регоператора вошли и такие категории граждан, поддержка которых не предусмотрена федеральным и краевым законодательством.

Скидки будут предоставлены следующим категориям граждан:

В размере 100% от стоимости услуг по обращению с ТКО (на одного человека):

- участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, труженикам тыла;

- узникам концлагерей;

- жителям блокадного Ленинграда;

- героям Советского Союза;

- героям Социалистического Труда и полным Кавалерам ордена Славы;

- гражданам, достигшим 80 летнего возраста;

- инвалидам 1 группы.

В размере 50% от стоимости услуг по обращению с ТКО (на одного человека):

- инвалидам 2 группы;

- детям-инвалидам и инвалидам с детства;

- гражданам, достигшим 70 летнего возраста.

В  размере 30% от стоимости услуг по обращению с ТКО:

 - многодетным семьям, имеющим трех и более детей, не достигших 18 летнего возраста (на каждого члена семьи).

Для получения скидки обязательным условием является наличие заключенного договора с региональным оператором на оказание услуги по обращению с ТКО и отсутствие задолженности за предоставленную услугу более двух месяцев подряд.

Если потребитель относится сразу к нескольким льготным категориям, то скидка будет предоставляться по одному из оснований на выбор гражданина. Скидка будет предоставляться с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором потребитель предоставил весь комплект документов.

На данном этапе дорабатывается порядок взаимодействия и обмен информацией с различными службами, в которые можно будет обратиться за предоставлением скидки, чтобы жители могли оформить скидку по месту жительства. О механизме получения скидки, в какие службы помимо представительств регоператора обращаться, и какие документы предоставлять, будет сообщено дополнительно. Потребителям рекомендуется обращаться за скидкой, начиная с апреля 2019 года.

Присутствующим были даны подробные ответы на все поставленные вопросы.



Возврат к списку